422624, РТ, Лаишевский район,
с.Столбище, ул.Объездная, д.1А
Посмотреть на карте

+7 (800) 700-81-01

Звонок бесплатный

Техрегулирование: как делать — понятно, не понятно, почему не делается

12 октября 2016

Сегодня в этой сфере накопилось столько проблем, что для их решения подготовлен проект концепции, призванный свести воедино существующую ныне разрозненную практику использования технических регламентов и стандартов в строительстве. Однако, как показала дискуссия на недавней конференции, посвященной техрегулированию в строительной отрасли, путь до конечной цели еще весьма далек.     

Плетемся позади всех

По мнению президента НОПРИЗ Михаила Посохина, так и не удалось реализовать системный подход в решении этого вопроса, нет единого центра, который бы организовал такую работу, а межведомственное взаимодействие недостаточно эффективно. Но если активно не принимать новые технические нормы, то мы так и будем использовать в строительстве устаревшие технологии и материалы. В итоге отставание от передовых стран увеличится.

При большом количестве разноплановых действий нет ясного представления, куда же мы все-таки движемся, жалуется председатель Комитета ТПП РФ по техрегулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев.

В отрасли действует огромное количество документов — целых 1350. Многие ведомства, которые их когда-то приняли, давно канули в Лету, а рожденные ими нормативные акты продолжают действовать. Не ясно, что  делать с этим массивом, кто их будет систематизировать? А это крайне важно, поскольку мы уже отстаем не только от передовых стран, но даже от партнеров по ЕАЭС.

Два подхода 

О чем конкретно идет речь? Нам нужно изменить принципы технического регулирования, сделать так, чтобы они соответствовали современным реалиям. Об этом прямо говорится в поручении Президента по итогам майского Госсовета.

В чем корень проблем в сфере техрегулирования в строительстве? По мнению зампредседателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ларисы Бариновой, это противоречие между разрешительно-принудительным механизмом технического нормирования и современной экономической деятельностью, подразумевающей снижение административных барьеров.

А вот на Западе нашли против этого недуга лекарство: там эксперты лишены права вето на новаторские решения, если не могут разобраться в сути предложений. А чтобы этого не происходило, их допускают к работе только после получения соответствующей лицензии. У нас такой практики нет. Поэтому стоит задача подготовки квалифицированных экспертных кадров.

Пока же вместо этого у нас проводятся бесконечные проверки строительных организаций. Как отмечалось на форуме, в среднем строительная компания проверяется 32 раза в год.

Нестандартная ситуация

Важнейшая составная часть реформы технического регулирования в отрасли — развитие стандартизации. По данным замруководителя Росстандарта РФ Антона Шалаева, в строительстве действует 954 стандарта, это менее 4% от их общего количества в стране. Уровень гармонизации строительных стандартов с международными достигает 50%, что является высоким показателем. Из всех действующих строительных стандартов 60% относится к материалам и изделиям, 40% — к зданиям и сооружениям.

С 2004 года действует Технический комитет 465 (ТК-465) по разработке стандартов в строительстве. За 12 лет он подготовил 505 документов, из них 370 — за счет средств Росстандарта и 135 профинансировал бизнес. Как рассказал г-н Шалаев, подготовка стандартов в других отраслях в больших объемах происходит за счет финансирования профильными министерствами. Минстрой же, по его словам, на эти цели средств не выделяет: такой программы у него попросту нет.

Что мешает более успешной разработке стандартов в строительстве? В настоящее время в России действует свыше 300 технических комитетов. Во многих случаях для подготовки стандартов необходимо взаимодействие различных ТК. Но добиться должного уровня взаимодействия между ними удается далеко не всегда. Многие ТК работают параллельно. 

Куда ж нам плыть

Отсутствие в строительной отрасли ясного плана по реформированию системы технического регулирования приводит к тому, что оно сегодня преимущественно носит ведомственный характер, не способствует быстрому прогрессу стройкомплекса.

Многое здесь будет зависеть от взаимодействия двух ведомств: Минпромторга, официально ответственного за осуществление политики в сфере техрегулирования, и Минстроя, который совместно с национальными объединениями должен разработать дорожную карту по реализации концепции.  

Между тем пример многих государств убедительно доказывает, что если техрегулирование в стране находится на современном уровне, то и местный стройкомплекс развивается на порядок успешнее. И если в ЕС существуют специальные процедуры по ускоренному выводу инноваций на стройплощадки, то у нас «успешно» действует лишь… механизм торможения.

В каком направлении следует идти — понятно: международный и собственный опыт ясно указывают маршрут. Так когда, наконец, двинемся?